НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АГРО БИОЛОГИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «АГРОБИОЛОГИЯ»

 

Директор института Молдахметов М. к.г.н., доцент
1. Фамилия, имя, отчество: Молдахметов Марат Молдабекович
2. Должность: директор Агробиологического научно-исследовательского института ТИГУ
3. Год, и место рождения: 1 августа 1964 года. Торгайская область, Аркалыкский ройон, с. Каинды.
4. Образование: высшее. Окончил 1992 году Казахский национальный университет им. аль-Фараби по специальности «Гидрология суши». 1993 году поступил в аспирантуру Казахского национального университета им. аль-Фараби. В 1999 году защитил кандидатскую диссертация по специальности «11.00.07 – гидрология суши, водные ресурсы и гидрохимия».
5. Ученая степень, ученое звание: кандидат географических наук, доцент.
6. Общий стаж работы: 39 лет.
7. Стаж работы в отрасли: 27 лет.
8. Стаж работы в данном трудовом коллективе: 4 года.
9. Какими государственными наградами Республики Казахстан награжден и дата награждения: Государственный грант «Лучший преподаватель» (2016 г.).
10. Характеристика. Трудовую деятельность начал в 1981 году механизатором в Торгайской области с. Каинды. В 1993 году поступил в аспирантуру, был направлен в НИИ проблем экологии при КазНУ им. аль-Фараби.
1993-1995 гг. младший научный сотрудник НИИ экологии при КазНУ;
1996-2016 гг. ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, и.о. профессора.
За время работы на кафедре Молдахметов М.М. проявил себя инициативным и квалифицированным специалистом в области инженерной гидрологии. Его научные разработки получили признание и одобрены широким кругом специалистов. Он активно участвует в выполнении госбюджетной и хоздоговорных научно-исследовательских работах АО Институт географии и водной безопасности. Молдахметовым опубликовано более 100 научных работ. Он является одним из авторов толкового словаря “Су шаруашылығы терминологиялық сөздігі”, монографии «Основные гидрологические характеристики рек Есильского ВХБ», соавтором одного учебника и семи учебных пособий: “Практикалық гидрология”, “Гидрологиялық мәліметтерді математикалық өңдеу пәні бойынша практикум”, “Гидрометрия пәні бойынша лабораториялық жұмыстарды орындау”, «Селтану» изданных издательсвом КазНУ за период с 2002 по 2017 гг.
11. Семейное положение: женат, имеет 1 сына, 2-х дочерей и 3 внука.

Деятельность научно-исследовательского института «Агробиология»

В Республике Казахстан, как и во многих странах, возникла и развивалась независимая система высшего образования с присущими особенностями. В определенный период это обеспечило высокий уровень подготовки и отвечало потребностям развитого индустриального общества. Но сегодня она сталкивается с такими проблемами, как быстрое устаревание знаний и необходимость изменить парадигму базового образования, как в других странах. В то же время переходный период вызвал необходимость массовой переподготовки новых и реформируемых социальных институтов. Эти проблемы отражены в государственных документах, связанных с модернизацией образования в стране, в послании Президента Республики Казахстан К. Токаева. Сложность их решения усугубляется отсутствием бюджетного финансирования и отсутствием эффективных экономических связей, препятствующих созданию специальной многовекторной системы финансовой поддержки образования, особенно высшего образования.
Республики Казахстан на уровне государства приняло решение о поддержке системы образования, но это не освобождает образовательные учреждения от необходимости самостоятельно разрабатывать и реализовывать собственные стратегии развития. Таразский инновационный гуманитарный университет также занимается вопросами реформирования своей деятельности но основе анализа международного опыта и его адаптации к нашим национальным традициям с учетом потребностей современного общества. В университете разработана собственная стратегия развития, учитывающая состояние Жамбылской области и спрос на специалистов в регионе.
Современному обществу постоянно необходим поток новых идей, технологий и продукции. Технологиям, требующих обновленных знаний, необходимы постоянно совершенствующие свои знания творческие, активные, квалифицированные специалисты.
В результате традиционная концепция обучения и воспитания, основанная на передаче набора знаний и навыков, будет заменена новыми образовательными программами, основанными на формировании самостоятельных творческих способностей. Образовательный процесс сочетается с производительностью труда и научно-исследовательской деятельностью, а процесс образования продолжается на протяжении всей жизни человека.
Это означает, что подготовка высококвалифицированных специалистов в ТИГУ осуществляется не только на лекциях в аудиториях университета, но и в ходе исследовательских работ, во время практических занятий. Знания , основанные на интеграции науки, образования и инновации, являются одним из ключевых факторов развития экономики и общества.
Таразский инновационный гуманитарный университет использует многоуровневую систему профессионального образования. В течение всего периода обучения или после специализации у студентов учебный процесс идет параллельно с научно-производственной работой.
Интеграция науки и образования очень важна для обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов. Это определяет качество подготовки молодых специалистов, работающих в академических и отраслевых научных организациях, уровень дальнейших научных достижений и их прикладной потенциал. Интеграция позволяет не только активно участвовать преподавателям университета в научных исследованиях, но также дает возможность создавать профессиональные образовательные программы и обеспечить соответствующим современному состоянию науки лабораторным оборудованием. Это позволит студентам, превратив свои знания в новый целенапрвленный инструмент знаний, участвовать в исследованиях по актуальным вопросам. Кроме того, это даст возможность студентам участвовать в процессе роста и развития крупных научно-педагогических школ. В результате, будущие исследователи познакомятся на ранних этапах обучения с различными аспектами организации научного творчества, теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для решения больших сложных задач.
В 2014 году Таразским инновационно-гуманитарным университетом (далее - ТИГУ) создана современная инновационная научно-производственная структура - Агробиологический научно-исследовательский институт (далее - Институт). Созданный Институт призван объединить прикладную науку и образовательный процесс. Данная интеграционная структура одновременно будет выполнять функции субъекта инновационной деятельности, т. е. непосредственного активного участника инновационного процесса, занимающегося производством сельскохозяйственной продукции в Жамбылском регионе.
Перед коллективом АгроНИИ университет поставил новые перспективные задачи по развитию научного обеспечения отрасли овощеводства. Производство витаминной продукции далеко не единственная задача, которая будет решаться в созданном научно-производственном комплексе. Здесь студенты ТИГУ будут изучать технологии в тепличном хозяйстве, организовывать семинары для фермеров, предпринимателей, занимающихся тепличным бизнесом. Специалисты открывшегося АгроНИИ будут изучать насколько успешно адаптируются, те или иные сорта овощей в закрытом грунте к местным условиям и давать соответствующие рекомендации для сельхозпроизводителей региона. С этой же целью рядом с теплицами создан обширный сад, в котором посажены яблони.
В настоящее время одним из основных элементов функционирования АгроНИИ является обучающийся процесс, в котором студенты на практике получают знания, то есть, ведется целенаправленная подготовка квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса в производственных условиях. В перспективе развития Института предполагается создание инновационно-образовательной структуры, объединяющей ТИГУ, Институт и производственные предприятия для подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации с их ориентацией на прогрессивные технологии производства в АПК.
Проводимая работа по созданию региональной Системы распространения знаний в АПК (Extension), будет охватывать широкий круг направлений в научно-образовательной деятельности. Имеющаяся инфраструктура позволит на постоянной основе проводить обучающиеся семинары для руководителей и специалистов крестьянских и фермерских хозяйств. Тематическим планом курсов повышения квалификации будут рассмотрены вопросы адаптации и трансферта ресурсосберегающих инновационных технологий в области АПК.
В целях интеграции Института с отечественным научным сообществом в ноябре месяце 2014 года подписаны меморандумы о взаимодействии в области научно-технического, информационно-аналитического и нормативно-методического обеспечения отраслей АПК с Акционерным обществом «КазАгроИнновация» и двумя его дочерними организациями «Казахский научно-исследовательский институт плодоводства и виноградарства» и «Казахский научно-исследовательский институт картофелеводства и овощеводства».
В качестве научных приоритетов определены следующие направления:
1. В области плодоводства и виноградарства:
- генетические методы конструирования и ускоренного создания новых генотипов плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда с заданными хозяйственно-ценными признаками;
- физиологические и биохимические методы повышения адаптивного потенциала и продуктивности плодовых растений и винограда;
- методы экспресс-диагностики состояния растений, вирусных и фитоплазменных болезней;
- управление качеством, экологической и продуктовой безопасностью;
- агроэкологическое районирование территорий южного Казахстана;
- биологизация производства продукции (процессы, способы, средства);
- мониторинг и разработка программных методов управления продукционными процессами плодовых культур и винограда;
- конструирование функциональных продуктов питания, базирующихся на переработке продукции отраслей садоводства и виноградарства;
- организационно-экономические основ ведения садоводства и виноградарства;
2. В области картофелеводства и овощеводства:
- инновационные технологии в овощеводстве и картофелеводстве (новое в агротехнике, прецизионные технологии, биотехнологические методы, защита растений);
- селекция и семеноводство овощных культур и картофеля, совершенствование генетических методов конструирования и ускоренного создания новых генотипов овощей и картофеля с заданными хозяйственно-ценными признаками;
- земледелие и агрохимия (овощные и картофельные севообороты, системы удобрений);
- физиологические и биохимические методы повышения адаптивного потенциала и продуктивности овощей и картофеля;
- методы экспресс-диагностики состояния растений, вирусных и фитоплазменных болезней;
- управление качеством, экологическая и продуктовая безопасность;
- механизация, автоматизация, хранение и переработка овощной и картофельной продукции;
- менеджмент и маркетинг в овощеводстве и картофелеводстве, организационно-экономические основы ведения овощеводства и картофелеводства.
Указанные направления деятельности АгроНИИ - «наука-образование-производство» представляют собой не просто три отдельные сферы деятельности экономики, а комплекс взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга процессов.
Наука и образование связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Только благодаря ускоренному развитию науки и образования возможны разработка и эффективное применение различных инновационных проектов и программ.
Таким образом, традиционные функции ТИГУ - подготовка специалистов и прикладные научные исследования - дополняются активной деятельностью АгроНИИ по разработке и передаче новых технологий в агропромышленный комплекс.
В перспективе необходимо интегрировать обучающие программы высшего профессионального образования и проведение фундаментальных и прикладных исследований, а также объеденить опытно-конструкторские работы с дальнейшей передачей научных знаний в бизнес. Сделаны первые шаги в направлении интеграции «наука, образование и производство», но это только первый шаг!